Познер: В Америке нет того отвращения к "ящику", какое есть в России

28 ноября в Казани в рамках Всероссийского телевизионного конкурса "Тэфи-регион" 2012 прошла конференция "Новости по-новому".

Вел встречу Владимир Познер. В беседе участвовали члены Академии российского телевидения, известные тележурналисты. Среди них комментатор "Первого канала" Антон Верницкий, руководитель информационного вещания Общественного телевидения Александр Герасимов, а также Светлана Сорокина и Арина Бородина.

Тему встречи Владимир Познер обозначил достаточно провокационно: "Нужны нам новости по телевидению или достаточно Интернета"?

- Я регулярно слежу за рейтингами новостей. Как ни странно, сколько времени не проходит, но самой популярной программой в стране остается программа "Время", - заявила телеобозреватель Арина Бородина. - И ничего с этим не поделаешь. Видимо рефлекс срабатывает в 21.00. И хотя недовольных тем что показывают нам по телевизору много, а кто-то вообще его не смотрит - такая протестная реакция, все же Интернет не может быть альтернативой новостям. В такой большой стране как наша ТВ - сближающий и объединяющий фактор. Инстинктивно, когда что-то происходит, человек нажимает на кнопку пульта и щелкает по каналам, а не бежит к монитору. Другой вопрос, что если он там ничего не находит, то идет в Интернет. Показательная ситуация была с терактом в "Домодедово". Сегодня три главных канала оснащены очень современными средствами связи и имеют возможность мгновенно включаться в эфир. И, тем не менее, около 5 часов вечера происходит теракт в центре Москвы, а национальные каналы не дают ни картинки, ни спецвыпуски. Когда тебе только через 40 минут делают первое включение, конечно, ты будешь искать информацию в Интернете. Это случай когда ТВ проиграло Интернету. И, тем не менее, рейтинги новостей растут в дни катастроф. Так устроена человеческая психика.

Александр Герасимов заверил, что в новостях Общественного телевидения официоза не будет.

- В эфир мы должны выйти 19 мая. У нас есть предварительная договоренность, что наши новости будут о том, как Россия живет и чем живет. Страны в нынешних федеральных новостях нет. Мы не снимаем "паркет". Я помониторил сайты региональных телекомпаний и увидел несколько фантастических сюжетов. Оказывается, на Камчатке ловят рыбу. Целая сводка, где какой траулер находится. У меня было представление, что у нас давно уже рыбу не ловят. У меня отпала челюсть от сюжета из Чувашии. В детском саду проводили третьи по счету ежегодные выборы президента. Просто по полной процедуре, дети выдвигали свои программы. Открытое голосование со стеклянными урнами. Жизнь в стране она значительно шире.

По мнению ведущего "РЕН ТВ" Андрея Доброва, общенациональные каналы дошли до определенного этапа развития и застряли на нем: "Общий пул новостей. Информационные ленты читаем одни и те же и выбираем похожие новости, примерно одинаковая верстка и близкие технические возможности. И теперь важно делать акцент на саму форму подачи новостей, интерпретацию".

Декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева перевела разговор на совершенно иной уровень:

- Хочу вас всех огорчить. Я двадцать с лишним лет преподаю. В этом году впервые из ста человек первого курса не было ни одного, кто бы сказал, что он смотрит новости по ТВ. Это уже факт: 17-18-летние молодые люди в крупных городах, имеющие хороший Интернет-трафик, живущие с пятью девайсами в руках, не смотрят телевизор. В этом нет ни дурного, ни хорошего. Это цифровое поколение, которое иначе работает с потоками информации. Они живут не в вертикальном режиме поставщиков информации, а в горизонтальном режиме ее поиска. Поэтому мы с вами в принципе опаздываем делать контент для тех, кому сейчас два года. Потому что они не умеют говорить, но хорошо разбираются с мобильными телефонами. И в этой связи меняется контекст потребления информации. Инструмент принципиально меняет характер коммуникации. Там, где есть WiFi, - там редакция. Есть на коленках ноутбук - можно создавать проекты в разных точках мира, не видя друг друга.

Теракт в Домодедово наша точка не возврата. Каждая страна в свое время ее прошла - когда традиционные медиа проиграли в оперативности Интернету. Это объясняется частично политической ситуацией, но и тем, что масса людей владеет новой технологией. Ни одно большое СМИ не успевает за обычными людьми со смартфонами в руках. Наши исследования экономики рунета совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций показали, что Россия - страна мобильного Интернета, и он растет быстрее, чем стационарный. На рынок в этом году выбросили новое поколение телевизоров, которые делают Интернет абсолютным каналом для доступа любой информации, с которой удобно работать пользователям. Среднестатистические зрители в Европе и Австралии могут сами монтировать фрагмент ТВ-сюжета, передать своим приятелям по соцсети, обсудить. Я назову страшные цифры. К 2020 году устройств, к которым подключены люди, будет больше, чем самих людей. И мы все больше разговариваем не текстом, а картинками. Вот почему десятилетние дети не отлипают от планшетников, у них иконочный тип восприятия. Я убеждена, что мы еще при нашей жизни окажемся в информационной среде, когда канал не будет иметь значения.

Подводя итоги встречи, Владимир Познер отметил, что по-прежнему в теленовостях огромную роль играет личность журналиста.

- Я настаиваю на том, что интерес к событию в значительной степени определяется тем, кто говорит, а не что он говорит. Звездность никуда ни денется.

Я не могу согласиться с посылом, что 17-18-летние не смотрят теленовости. Это касается России. В Америке они очень даже смотрят. Этого отвращения к "ящику", которое есть в России, там нет.

А пропаганда, по мнению ведущего, возникает в том момент, когда человек начинает высказывать свое мнение.

- Как говорил один замечательный американский певец: "Для пятилетнего ребенка, который не хочет спать - колыбельная это пропаганда". И в этом смысле почти любые новости это пропаганда, - резюмировал он.